ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Почему подростки играют в бандитов?

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эта фраза нашего великого земляка до сих пор не утратила актуальности. Ленин сказал ее Луначарскому в 1922 году, когда они обсуждали, каким должно быть революционное искусство. По мнению Владимира Ильича, оно должно было воспитывать, а поэтому: «Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места». Теперь модно думать, что кино лишь отображает действительность. Кто прав? Ленин или нынешние производители «контента»? Давайте разберемся на примере нашумевшего в последнее время сериала «Слово пацана», который уже доступен в интернете, а по телевизору будет показан только в 2024 году.

Этот образчик телевизионного киноискусства рассказывает о 90-х. О бандах подростков, о межрайонных войнах, о массовых драках и способах выживания на улице. Снят правдоподобно и талантливо, авторами сценария и книги, по которой снят сериал, консультантами выступили как раз участники тех банд и событий. Поэтому фильм получился.

Те, кто его посмотрели тут же разделились на два лагеря: одним все понравилось, и они уже просят второй сезон, другие требуют снять фильм с проката и запретить. Аргументы первых: фильм интересный, искренний, у нас свобода мысли, пусть будет. Вторые настаивают, что на этом фильме поднимется детская преступность.

Против последнего утверждения выдвигаются примерно такие аргументы: «…Давайте вернемся на секундочку в 80-е годы прошлого века. Тогда на экранах страны демонстрировали исключительно жизнеутверждающее кино про строгих, но справедливых милиционеров, которые и злодея накажут, и простого человека из беды выручат. И вот почему-то на фоне всего этого в стране складывались молодежные банды, которые затем выросли в организованные преступные группировки, и не только в Казани».

Это часть мысли Дмитрия Дризе – политического обозревателя издания «Коммерсантъ».

Мысль, конечно, красивая, но она, как нам кажется, не вполне соответствует действительности. А как же быть с фильмами тех лет «Лох - победитель воды», «Меня зовут Арлекино», «Маленькая Вера», «Беспредел», «Авария - дочь мента», «Пацаны», «Соблазн», «Ночной экипаж», «Обвиняются в убийстве», «Игры для детей школьного возраста», «Несовершеннолетние», «Дорогая Елена Сергеевна» и пронзительной короткометражкой Ролана Быкова «Я сюда больше не вернусь»? Это вот прям чернуха в кубе. А еще были и видеосалоны, где показывали фильмы с Брюсом Ли, в которых школа дралась со школой, толпа с толпой. Так что, как это модно сейчас говорить, не все так однозначно, уважаемый замредактора «Коммерсанта».

Но вот следующая мысль Дмитрия Дризе интересна: «И почему так происходит: в телевизоре одна жизнь, а за окном – другая. Можно, конечно, делать вид, что все прекрасно, дабы не волновать народ российский. Но реальность скрыть невозможно».

Какова реальность в Ульяновске? Ответ на этот вопрос дают соцсети: примерно год назад прошумело и забылось видео, где толпа подростков забивает двух парней молотком. Примерно тогда же – видео, где толпа парней ворвалась в медколледж на «Песках» и лупила студентов прямо в фойе арматурой. Родители жалуются и сейчас: вечером детей встречают их ровесники, спрашивают с какого района, бьют.

Наш великий земляк был уверен, что обнищание народных масс ведет к деградации и повышению уровня преступности. 80-е доказали, что если к этому добавить социально-финансовое расслоение, то в юношеской среде возникают группировки. Если один имеет деньги на новые джинсы, а другой нет, это порождает зависть, а зависть порождает преступление. Если же образ преступника подается в искусстве не как нечто маргинальное, а как нечто обычное, это ускоряет процесс криминализации общества. Например, все видели фильм «Джентльмены удачи». Образы Крамарова, Вицина, Раднэра Муратова вызывают смех, но никак не привлекают. Понятия, драки, даже уголовный сленг там представлены щедро. А вот подражать им все равно не тянет.

Другое дело – сериал «Бригада». Простой паренек с верными друзьями вынужден уйти на нелегальное положение и стать бандитом. Зрители ему сопереживают и сочувствуют. Дети – подражают. Я в те годы работал в школе. Мне дали класс «6а», и мы стали с ними делать классный уголок. Дети хотели его назвать «Бригада». Они играли в «Космоса» (по фильму бандит и наркоман), «Пчелу», «Фила» (образ справедливого спортсмена-бандита).

Я начал показывать им другие фильмы, читал книги, рассказывал о другом космосе и через две недели мы с детьми оформили уголок с названием «Искатель».

Да, еще несколько лет назад на улицах было спокойнее. Да, теперь стало больше надписей «Сапля», «УЗТС», и они появляются все в новых местах. Почему? По многим причинам. Свалить все на телевизор и интернет проще простого. Но проблема, конечно, шире.

Первое - то, о чем мне говорил еще незабвенный начальник УФСИН России по Ульяновской области Михаил Валентинович Санкин: «Сейчас они все сидят. Сроки большие, но они – молодые. Они сорока-пятидесятилетними здоровыми мужиками выйдут. Кто-то – перевоспитается, но большинство станет просто хитрее и опытнее. Они будут делать новые банды. Пока их нет, надо детей воспитывать, чтобы они потом в банды не шли».

Это время пришло. Почти все, кого посадили в начале 2000-х по тяжким статьям на 15-20 лет – вышли. А вот детей мы запустили. Что они смотрят в интернете, на какие группы подписаны, с кем общаются, куда ходят, о чем думают? Занятые обеспечением семьи родители об этом знают мало. Педагоги, закрутившиеся в отчетах, реформах, проблемах – тоже не имеют возможности отдавать должное воспитательной работе. Поэтому среда – благодатная.

Лично я не считаю сериал чем-то нужным и важным. В нем нет какого-то важного для всех откровения. Но он вышел. Такой же, как фильмы о молодежи 80-х, типа «Меня зовут Арлекино», такой же, как наполненный насилием «Брат», такой же, как «Бригада». Возможно, взрослым, кого 80-е и 90-е не затронули близко, посмотреть его будет отчасти полезно. Чтобы знать, что может произойти с ребенком, вашим ребенком. Но у фильма есть плашка «18+». И очень хотелось бы, чтобы она работала и не позволяла посмотреть его тем, кому это делать еще рано.

Феликс Курбатов

Фото: https://triptonkosti.ru/5-kartinki/kartinki-pravonarushenij-podrostkov.html