ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Свалка преткновения

Более десяти лет не могла начаться рекультивация накопившего экологический ущерб мусорного полигона около Красного Яра, прекратившего свою деятельность в 2011 году. Сначала на это не находилось денег, потом никак не удавалось приступить к работам - на свалке что-то тлело. И вот сейчас, когда готовность объекта, по уверению властей, составляет 40 процентов, контракт на рекультивацию признан недействительным и может быть расторгнут. Нарушения усмотрела прокуратура, а с ее мнением согласился суд.

Напомним, два года назад решено было провести рекультивацию бывшего полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) близ Красного Яра в Заволжье за бюджетные средства, работы удалось включить в национальный проект «Экология». Осенью прошлого года правительство РФ утвердило выделение субсидии на эти цели. Однако, процесс по разным причинам тормозился. В начале лета «СК» писал, что среди прочего камнем преткновения стало то, что выбор подрядчика для выполнения предусмотренных работ был сделан без проведения конкурентных процедур. При этом контракт с единственным поставщиком услуг оказался заключен с московской фирмой, которая раньше принадлежала областному министру природы и цикличной экономики Гульнаре Рахматулиной. Возникли подозрения на возможную коррупционную составляющую. Министр подтвердила, что, действительно, владела компанией ООО «ЭкоИнвест» с 2013 года, но в 2016 году продала ее и дальнейшую судьбу, якобы, не отслеживала. «ЭкоИнвест» оказалась единственной компанией, кто осенью прошлого года подал заявку на рекультивацию красноярского полигона, хотя особых требований к претендентам не выдвигалось. В итоге «ЭкоИнвесту» контракт и достался.

Зато претензии по поводу единственного претендента появились в нынешнем году у прокуратуры, которая на этом основании посчитала контракт незаконным. Надзорный орган, в частности, назвал ошибочным

решение рабочей группы при региональном правительстве о возможности сделки по рекультивации на основании особых процедур, связанных с геополитической обстановкой, и указал на отсутствие необходимой причинно-следственной связи в данном вопросе.

В итоге прокуратура обратилась в суд и выиграла его. 22 августа арбитражный суд Ульяновской области в полном объеме удовлетворил иск региональной прокуратуры о признании незаконным и недействительным контракта по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов в Красном Яре. В суде прокуратура подтвердила, что нашла нарушение при проведении конкурентных процедур по закону 44-ФЗ, усмотрев отсутствие конкуренции – заказчик заключил контракт с единственным поставщиком. Такое решение было принято в декабре прошлого года на заседании рабочей группы регионального кабинета министров на основании постановления облправительства от 25 марта 2022 года «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд Ульяновской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления». Речь идет о документе, принятом после начала СВО, для ускорения решения экономических вопросов, не терпящих отлагательств. Согласно постановлению, контракт с единственным поставщиком может быть заключен, если применение конкурентных способов «требует значительных временных затрат в условиях введения в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, обусловленных изменением геополитической обстановки» и «если имеется прямая причинно-следственная связь между обстоятельствами закупки и указанными мерами». Однако, прокуратура при рекультивации мусорного красноярского полигона не усмотрела ни одного из перечисленных условий. Прокуратура также считает, что «Ульяновскоблстройзаказчик» успел бы провести конкурентную процедуру для заключения контракта, как того требует закон, и не должен был прибегать к экстраординарным мерам, применение которых в данном случае выглядит сомнительным.

Арбитражный суд на заседании принял сторону прокуратуры. Но решение суда еще не вступило в законную силу. У ответчика есть месяц на обжалование и таким правом он намерен воспользоваться. Представители областных структур считают, что случай с полигоном ТКО около Красного Яра как раз исключительный: в конце года не хватало времени для выхода на конкурсные процедуры, надо было срочно заключить контракт, чтобы привлеченные федеральные средства не ушли из региона. Поэтому применили вариант с единственным поставщиком. Теперь власти надеются, что апелляционная инстанция согласится с доводами ответчика и вернет дело на новое рассмотрение. Тем временем подрядчик продолжит выполнять работы и успеет завершить их. Напомним, по плану рекультивация отработанного полигона должна закончиться в ноябре 2023 года, облминистр природы Рахматулина в свое время выражала уверенность, что сроки будут выдержаны. А если нынешнее решение арбитражного суда останется без изменений – что тогда? Ведь частично (или даже, возможно, целиком) исполненный контракт будет признан недействительным. Придется как-то разбираться и с объемами работ, и с их оплатой, которая уже частично проведена. Главное – перестанет ли свалка быть объектом накопленного экологического ущерба?

Виктор Гончаров

Фото: 1ul.ru

Подпись: Мусорный полигон в Красном Яре выровняли на 85%.