ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Замороженная система не лечит разрывы

8 августа министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко подтвердил на брифинге в Уфе, что единая система оплаты труда медицинских работников в России, призванная уменьшить разрывы в зарплатах по регионам, будет введена не ранее 2025 года. Это означает, что за оставшееся до указанного срока время недостаточное количество медперсонала в Ульяновской области, скорее всего, сократится еще.

Как известно, из депрессивных регионов, вроде нашего, многие врачи и медсестры перебираются в города побогаче, где медикам платят значительно больше. Особенно в Москву и Санкт-Петербург – там заработки выше в несколько раз. Да, вместе с большими деньгами переселенцев ждут и бытовые проблемы, но каждый уезжающий намерен их постепенно преодолеть. А в провинции от такой миграции массово оголяются государственные лечебные учреждения.

Чтобы снять остроту проблемы, в 2012 году были изданы майские указы президента РФ, согласно которым зарплаты врачей, например, должны были подняться к 2018 году до 200 процентов от среднего заработка по региональной экономике. И что мы видим в итоге в Ульяновской области? По официальной статистике, средняя зарплата в нашем регионе превышает сегодня 40 тысяч рублей. Значит, доктора должны получать не менее 80 тысяч рублей в месяц. Много ли вы встречали здесь таких докторов? Если только с помощью переработки и совмещений чей-то доход достигает поставленной президентом цели. Или еще - у главных врачей и главбухов больниц. Лишь во время пандемии коронавируса ульяновские медики получали много – те, кто соприкасался с лечением этой болезни. Да и то порой приходилось выбивать все положенные выплаты через жалобы в столицу.

Плачевное положение с заработками в государственной медицине характерно и для большинства других нестоличных регионов страны. По некоторым данным, более 70 процентов врачей к 2018 году так и не дождались обещанных указами 200 процентов от средней региональной зарплаты. Возможно, поэтому был затеян новый проект – разработать и ввести в здравоохранении отраслевую систему оплаты труда, единую для всей страны. Новая система должна была сгладить зашкаливающую разницу в зарплатах по одним и тем же медицинским специальностям в различных регионах. За основу при определении суммы должностных окладов планировалось взять минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Размер базовых окладов, перечень стимулирующих (за категорию, качество работы) и компенсационных (за вредность, интенсивность, ночные дежурства и т.п.) выплат должны были устанавливаться по единым, общероссийским, правилам. Такое выравнивание одновременно привело бы к увеличению доходов всех медицинских работников как минимум на 50 процентов. Определенные региональные коэффициенты все же предполагалось оставить, учитывая уровень местных зарплат. Это не всем экспертам нравилось, потому что тогда какой-то соблазн переехать из бедного региона в богатый по-прежнему сохранялся. Однако преимущество той же Москвы, по замыслу разработчиков, все-таки должно было сократиться – хотя бы до двух раз.

Единую систему оплаты труда для здравоохранения хотели опробовать на семи пилотных регионах, куда вошли Республика Якутия, Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская, Тамбовская области и Севастополь. Но сначала пилотный проект перенесли на декабрь 2021 года. Потом предполагали запустить его в июле 2022 года, а затем всё приостановили до 2025 года. Возможно, просто пожалели денег на эти цели: для внедрения новой системы по всей России требуется, по оценкам специалистов, порядка 500 миллиардов рублей. Хотя, с другой стороны, федеральному Фонду обязательного медицинского страхования на 2023 год впервые сверстали бюджет, превышающий 3 триллиона рублей. Не исключено, что в российском минздраве подозревают, что 500 миллиардов окажется мало для нормального выравнивания зарплат медиков по стране, и перетекание кадров не остановится. Подобного мнения придерживается депутат Государственной Думы Сергей Миронов: «В своих расчетах минздрав опирается на данные Росстата, установленные показатели МРОТ, прожиточного минимума и ряд других. Но они совершенно не отражают реальную картину в экономике, уровень цен, инфляцию и доходы россиян. А без этого любые расчеты будут оторваны от действительности. То есть реформу проведут, а врачей в регионах больше не станет».

В любом случае, недавнее высказывание министра Мурашко о том, что введение единой системы оплаты труда раньше 2025 года не начнется, загоняет болезнь с медицинскими кадрами вглубь. В Ульяновской области, напомним, в начале года не хватало более полусотни врачей и почти столько же среднего медперсонала. По данным крупной российской интернет-платформы по набору персонала hh.ru, уровень дефицита кадров в здравоохранении нашего региона - один из самых высоких среди всех отраслей: к лету на каждую вакансию имелось в среднем лишь два резюме от медиков. А все, что ниже четырех резюме – это крайне плохо. Причем, ульяновские медработники не только уезжают куда-то за большими заработками по специальности, а зачастую просто уходят из профессии в более доходные сферы деятельности. Отсутствие кардинальных перемен в зарплатной политике еще полтора года лишь усугубит нехватку медицинских кадров в Ульяновской области. То же самое можно сказать и про большинство других субъектов РФ. Депутат Госдумы от нашего региона, врач по образованию Алексей Куринный считает, что переход на единую систему оплаты труда в российском здравоохранении следовало начинать еще в 2021 году. Но, если вспомнить, сколько раз ее уже откладывали, нельзя иметь полной уверенности и насчет 2025 года. Причины всегда можно найти. Или – без причин. Год назад никто же ничего особенно не объяснял.

Владимир Самарин

Фото: medvestnik.ru