ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Наших бьют в Киргизии

   Об участившихся конфликтах на национальной и религиозной почве в этой бывшей советской республике рассказал недавно один из российских телеканалов.

   Репортаж шел из детского центра в Бишкеке, где мужчина-киргиз устроил скандал работнице центра из-за того, что она обратилась к нему на русском языке. По ходу спора он швырнул в девушку калькулятор. Был, как сообщил телеведущий, задержан полицией, но потом отпущен. Сюжет шел без звука, и неизвестно, что клиент и сотрудница центра наговорили друг другу. Ведущий возмущался, напомнив, что русский язык имеет в Киргизии статус официального, и мужчина в общем вел себя по-хамски. И непонятно, почему полиция его отпустила. Ну и прочее в ставшем для нас уже традиционным стиле вечно обижаемых, и я не знаю, одни мы, русские, что ли такие, не желающие, кажется, уживаться с коренным населением наших бывших соседей по СССР.

   Какой бы статус русский язык ни имел в Киргизии, киргизы не обязаны его учить и знать. Изначально было понятно, что перед девушкой стоит клиент-киргиз, и зачем же было обращаться к нему по-русски? Где-нибудь в Германии, где тоже много выходцев из России, или, если проще, русскоговорящих, в ситуации, когда в общественном месте к клиенту обратились бы по-русски, он, наверное, покрутил бы в ответ пальцем у виска. Но это потому, что Германия - нормальное, полноценное государство, а Киргизия - недогосударство? Еще у наших, видимо, Украина является недогосударством, а украинский язык, как и киргизский, недоязыком, так что говорить на нем западло, и пусть с нами все говорят только по-русски. Как раньше.

   Но Российской империи, в которой Киргизия была колонией, а Украина - Малороссией, больше нет. И СССР, где республики были младшими сестрами России, тоже нет. Теперь это равноправные страны со своими государственными языками, со своими писателями и литературными произведениями, со своей культурой. 30 лет уже Киргизия - не Россия. Девушка из телерепортажа и родилась в новой Киргизии, и выросла, и работать стала, но выучить киргизский язык почему-то не потрудилась, считая, возможно, что это ниже ее достоинства. Понятно, что поведение мужчины было, скажем так, грубым, но не понять его раздражения в этой ситуации - значит не понять происходящего в бывших советских республиках, граждане которых больше не хотят быть в статусе младших братьев и сестер, чьим языком на их территориях открыто пренебрегают. И основная проблема тут, на мой взгляд, в том, что русские в этих новых странах не желают знать их язык, а желают жить, как жили в СССР, что уже нереально.

   Была в том репортаже и еще одна история из Киргизии наших дней. О русском мальчике Ване, православном, как сказал телеведущий. Мальчик занимается в секции карате и со своей группой ездил то ли на сборы, то ли на соревнования в Иссык-Кульскую область. Вернулся с синяками, избитый товарищами по команде, в которой он был единственным русским. Драка произошла из-за стычки на религиозной почве. Ваня - гражданин Киргизии, но говорит только на русском, подчеркнули в теленовостях. И тут сразу несколько вопросов. О какой стычке на религиозной почве идет речь? Он что, наслушался ораторов патриархии и втирал этим киргизским подросткам, что православие круче всех религий? Как он это делал, если не говорит на киргизском языке, а русского современная молодежь Киргизии практически не знает? И наконец, почему он не говорит на киргизском - потому что его родители не озаботились адаптацией ребенка к жизни в Киргизии XXI века?

   В ситуацию с избиением Вани вмешалось российское посольство, и уже известно, что семья мальчика переезжает в Россию. А глава РПЦ, патриарх Кирилл, решив, видимо, подлить масла в огонь, написал Ване в Сети письмо, в котором поблагодарил его за мужество в защите своей веры. Не удивлюсь, если где-то там, в недрах, немного сожалеют, что парня в той драке не убили, тогда его можно было бы объявить мучеником за веру. Хотя чего он понимает в православии, в вере, во всем этом вообще? Но ухватились и продолжают нагнетать. Мальчик приглашен на экскурсию в Москву, где он преодолевает психологическую травму после драки «за веру». И вы думаете, что к русским в Киргизии теперь будут относиться лучше? Вряд ли.

Сергей ПОЛЕНОВ